НЕЗЫБЛЕМОСТЬ ЗАКОНА
.....Прочность и могущество любого государства, мир и благополучие страны и народа связаны с устойчивостью и незыблемостью действующих в нем законов.
Известно, что, как и у других народов, у узбекского народа издревле существовали законы, регламентировавшие семейные, имущественные, наследственные взаимоотношения, отношения между государством и его гражданами. На основе этих законов граждан и общество защищали правовые учреждения (судьи, государственный контроль, полиция и др.), чиновники, которых называли мухтасиб (должностное лицо, контролировавшее исполнение мусульманами шариатских норм), есаул, полицейский и другие. Как свидетельствуют исторические источники, раньше, в частности, во времена Тимура и тимуридов, существовали три категории судей: шариатский судья, руководствовавшийся в своей деятельности нормами шариата, судья ахдос (ведущий дела на основе существовавших в те времена нравов и обычаев), казн аскар (войсковой судья). Судьи в своей деятельности руководствовались не только канонами шариата и существовавшими нравами и обычаями, но и имели на руках написанные крупными мусульманскими законоведами каноны и законы.
.....Во времена Тимура и тимуридов руководствовались и специальным уложением, связанным с именем самого великого Тимура — «Уложения Тимура», где были четко изложены правила поведения членов общества и обязанности должностных лиц и правителей, правила управления государством и войсками. Точнее, «Уложения Тимура» являются ценным сводом законов об управлении государством и армией, страной и обществом.
.....Амир Тимур правильно отмечал, что «если государство не основано на религии и обычном праве, не укреплено законом и уложениями, такое царство утрачивает величие и блеск. И такое царство похоже на обнаженного человека, при виде которого каждый прячет взор, и становится оно подобно дому без крыши, без дверей, куда может зайти всякий проходимец».
Действительно, в «Уложениях» определены права и обязанности всех, начиная от падишаха до простого народа.
.....Амир Тимур четко указал долг и обязанности каждого должностного лица. Например, визири под руководством диванбеги* были ответственны за общее положение подданных и войска, за финансовое состояние страны и деятельность государственных учреждений. «Мудр тот визирь,— читаем в «Уложениях,— кто вершит дела управления, исходя из обстоятельств, терпеливо и тактично, и посредством разумных мер устанавливает порядок и дисциплину в государстве».
.....Четко определены в «Уложениях» права и обязанности эмиров, являющихся одной из опор государства. Эмиры так же, как и визири, должны быть из знатного рода, обладать такими качествами, как проницательность, храбрость, предприимчивость, осторожность и бережливость, вести дела, всесторонне продумав последствия каждого своего шага. Они должны «знать тайны ведения сражения, способы рассеивания вражеского войска, не терять присутствия духа в разгар схватки и без дрожи и колебания уметь вести войска, а при расстройстве боевого порядка, быть в состоянии без промедления восстановить порядок».
.....При назначении на должность Амир Тимур требовал от каждого преданности и верности. 315 человек, которые были рядом с ним с самого начала его карьеры и участвовали в его сражениях, он назначил на высокие должности. Сто из них были назначены десятниками, сто — сотниками, сто — тысяцкими. Из остальных пятнадцати четыре были назначены на должности главных беков, один — на должность верховного эмира, остальные — на другие высокие посты.
.....Как сказано в «Уложениях», закон для всех — как для визиря, так и для эмира, хокима* и подданных — был одинаковым. Об этом в источниках встречается достаточно много сведений. Например, за то, что управляющий западным Ираном и Азербайджаном с 1393 года эмирзаде** Мираншах целиком и полностью предался увеселениям и кутежам и запустил государственные дела, Амир Тимур снял его с должности, а находившихся рядом с ним людей подверг высшей мере наказания. Ша-рафиддин Али Язди упоминает о том, что, когда во время семилетней войны правитель области Фарс, внук его, Пирмухаммад Султан проявил медлительность, он был наказан подобным же образом. И еще. Как рассказывается в «Зафар-наме», когда при возвращении Амир Тимура с семилетней войны народ Шибиргана, преградив ему путь, пожаловался на притеснявшего свой народ местного правителя, то по приказу Тимура этот хоким был повешен за ноги. Приведенные ниже сведения из «Уложения» также подтверждают эту мысль: «Если визири финансов, являющиеся казначеями страны, совершили финансовые злоупотребления и присвоили себе [часть состояния, казны], необходимо это проверить: если присвоенная сумма соответствует сумме положенного ему улуфа [зарплаты], пусть упомянутая сумма будет отдана ему как дар. Если же присвоенная им сумма в два раза больше его жалованья, то лишнее следует удержать из его жалованья. Если же она превышает их жалованье в три раза, отобрать все в пользу казны».
.....Вместе с этим Тимур закрепил законом защиту воинов и простого народа, указав, что «...если сельские и квартальные старейшины будут причинять зло простому народу и тем самым нанесут им ущерб, следует подвергнуть их штрафу в меру причиненного ущерба и вернуть [этот штраф] пострадавшим, пока они не придут в
* Диванбеги — начальник дивана — государственной концеля-рии.
* Хоким — местный правитель. ** Эмирзаде — царевич.
прежнее положение. Если деревенский старшина или общество допустят насилие по отношению к лицам низшею сословия, то на них следует наложить штраф, соответствующий допущенному насилию. Если сборщик налогов или хоким допустят насилие и разорят народ, то они должны понести соответствующее наказание». Как известно, нарушения законов и насилие над народом чаще всего совершались военными. Амир Тимур в таких случаях наказывал и военных в соответствии с законом, где было сказано: «...если воин, превышая свои права, допустит насилие по отношению к простолюдину, следует задержать его и передать в руки притесняемого, чтобы тот сам наказал его за причиненное зло».
Тимур брал под защиту закона не только свой народ, но и, по возможности, народы завоеванных стран; старался уберечь их от пленения и разграбления.
.....Амир Тимур стремился держать общество в чистоте, а народ — в высокой нравственности. Для этого ввел специальный закон и правило: «Если кто-то сломает кому-то зубы, ослепит кого-то, порежет ухо или нос, пьет вино, совершит прелюбодеяние, того необходимо передать в руки шариатского судьи или судьи, принимающему решение по обычному праву». Важное значение имели законы, порядок и правила о нищих и нищенстве. Достойно внимания то, что в них упор делается не на силу, а наоборот, на убеждение. В «Уложениях» читаем: «...нищих надо собирать в одно место и выдавать им пищу и определить им какое-либо занятие. Все они должны быть помечены клеймом, дабы впредь не нищенствовали. Если и после того, как были мечены, будут продолжать нищенствовать, то таких следует изгнать из страны или продать в рабство. И только после этого исчезнут в стране нищие».
Тимур указывал, что преступника следует наказывать только на основе закона, тщательно проверив его вину и при показаниях четырех свидетелей. Даже если тяжкие преступления против государства совершали лица высокого происхождения, визири высокого ранга и эмиры, нельзя спешить с наказанием, а необходимо внимательно проверить их вину, советовал Амир Тимур. Нерушимость закона, порядка и правил во многом зависит от понимания их всем народом, от его отношения к ним. Для этого и необходимо было распространять среди народа знания, особенно широко разъяснять принципы шариата и основы религии ислам. Государство Тимура и тимуридов этому уделяло большое внимание. «Чтобы правоверных мусульман обучали вопросам религии и установлениям шариата и ислама, давали уроки по тафсиру*, хадису**, фикху***, в каждый город я назначал улемов**** и мударрисов*****»,—говорил Амир Тимур.
Из приведенных выше сведений ясно, что Амир Тимур создал для своего времени централизованное, управляемое на основе законов, могучее феодальное государство. Это государство, знали и признавали во всем мире.
*Тафсир — толкование священного Корана, хадисов.
** Хадис — сборник преданий об образе жизни пророка Мухам-мадч.
*** Фикх — мусульманское законоведение.
**** Улем — ученый.
***** Мударрис— преподаватель медресе.
|