Last update: 17/08/2006

::Сахибкиран Амир Тимур

Сахибкиран- (рожденный под счастливой звездой)
Навигация:
Карта сайта Скачать доки Предложения Авторы Банеро обмен Партнеры Для сотрудничества

Главная/НЕЗЫБЛЕМОСТЬ ЗАКОНА

НЕЗЫБЛЕМОСТЬ ЗАКОНА

.....Прочность и могущество любого государства, мир и благополучие страны и народа связаны с устойчивостью и незыблемостью действующих в нем законов.

Известно, что, как и у других народов, у узбекского народа издревле существовали законы, регламентиро­вавшие семейные, имущественные, наследственные вза­имоотношения, отношения между государством и его гражданами. На основе этих законов граждан и общест­во защищали правовые учреждения (судьи, государст­венный контроль, полиция и др.), чиновники, которых на­зывали мухтасиб (должностное лицо, контролировавшее исполнение мусульманами шариатских норм), есаул, по­лицейский и другие. Как свидетельствуют исторические источники, раньше, в частности, во времена Тимура и тимуридов, существовали три категории судей: шариат­ский судья, руководствовавшийся в своей деятельности нормами шариата, судья ахдос (ведущий дела на основе существовавших в те времена нравов и обычаев), казн аскар (войсковой судья). Судьи в своей деятельности руководствовались не только канонами шариата и су­ществовавшими нравами и обычаями, но и имели на ру­ках написанные крупными мусульманскими законоведа­ми каноны и законы.

.....Во времена Тимура и тимуридов руководствовались и специальным уложением, связанным с именем самого великого Тимура — «Уложения Тимура», где были четко изложены правила поведения членов общества и обязан­ности должностных лиц и правителей, правила управле­ния государством и войсками. Точнее, «Уложения Тиму­ра» являются ценным сводом законов об управлении го­сударством и армией, страной и обществом.

.....Амир Тимур правильно отмечал, что «если государ­ство не основано на религии и обычном праве, не укреп­лено законом и уложениями, такое царство утрачивает величие и блеск. И такое царство похоже на обнаженно­го человека, при виде которого каждый прячет взор, и становится оно подобно дому без крыши, без дверей, куда может зайти всякий проходимец».

Действительно, в «Уложениях» определены права и обязанности всех, начиная от падишаха до простого на­рода.

.....Амир Тимур четко указал долг и обязанности каждого должностного лица. Например, визири под руководством диванбеги* были ответственны за общее положение подданных и войска, за финансовое состояние страны и деятельность государственных учреждений. «Мудр тот визирь,— читаем в «Уложениях,— кто вершит дела уп­равления, исходя из обстоятельств, терпеливо и тактич­но, и посредством разумных мер устанавливает порядок и дисциплину в государстве».

.....Четко определены в «Уложениях» права и обязанно­сти эмиров, являющихся одной из опор государства. Эмиры так же, как и визири, должны быть из знатного рода, обладать такими качествами, как проницатель­ность, храбрость, предприимчивость, осторожность и бе­режливость, вести дела, всесторонне продумав послед­ствия каждого своего шага. Они должны «знать тайны ведения сражения, способы рассеивания вражеского вой­ска, не терять присутствия духа в разгар схватки и без дрожи и колебания уметь вести войска, а при расстрой­стве боевого порядка, быть в состоянии без промедления восстановить порядок».

.....При назначении на должность Амир Тимур требовал от каждого преданности и верности. 315 человек, которые были рядом с ним с самого начала его карьеры и участвовали в его сражениях, он назначил на высокие должности. Сто из них были назначены десятниками, сто — сотниками, сто — тысяцкими. Из остальных пят­надцати четыре были назначены на должности главных беков, один — на должность верховного эмира, осталь­ные — на другие высокие посты.

.....Как сказано в «Уложениях», закон для всех — как для визиря, так и для эмира, хокима* и подданных — был одинаковым. Об этом в источниках встречается дос­таточно много сведений. Например, за то, что управляю­щий западным Ираном и Азербайджаном с 1393 года эмирзаде** Мираншах целиком и полностью предался увеселениям и кутежам и запустил государственные дела, Амир Тимур снял его с должности, а находившихся ря­дом с ним людей подверг высшей мере наказания. Ша-рафиддин Али Язди упоминает о том, что, когда во вре­мя семилетней войны правитель области Фарс, внук его, Пирмухаммад Султан проявил медлительность, он был наказан подобным же образом. И еще. Как рассказыва­ется в «Зафар-наме», когда при возвращении Амир Тиму­ра с семилетней войны народ Шибиргана, преградив ему путь, пожаловался на притеснявшего свой народ мест­ного правителя, то по приказу Тимура этот хоким был повешен за ноги. Приведенные ниже сведения из «Уло­жения» также подтверждают эту мысль: «Если визири финансов, являющиеся казначеями страны, совершили финансовые злоупотребления и присвоили себе [часть состояния, казны], необходимо это проверить: если при­своенная сумма соответствует сумме положенного ему улуфа [зарплаты], пусть упомянутая сумма будет отда­на ему как дар. Если же присвоенная им сумма в два раза больше его жалованья, то лишнее следует удер­жать из его жалованья. Если же она превышает их жа­лованье в три раза, отобрать все в пользу казны».

.....Вместе с этим Тимур закрепил законом защиту вои­нов и простого народа, указав, что «...если сельские и квартальные старейшины будут причинять зло простому народу и тем самым нанесут им ущерб, следует подверг­нуть их штрафу в меру причиненного ущерба и вернуть [этот штраф] пострадавшим, пока они не придут в

 

* Диванбеги — начальник дивана — государственной концеля-рии.

* Хоким — местный правитель. ** Эмирзаде — царевич.

 

прежнее положение. Если деревенский старшина или обще­ство допустят насилие по отношению к лицам низшею сословия, то на них следует наложить штраф, соответ­ствующий допущенному насилию. Если сборщик нало­гов или хоким допустят насилие и разорят народ, то они должны понести соответствующее наказание». Как из­вестно, нарушения законов и насилие над народом чаще всего совершались военными. Амир Тимур в таких слу­чаях наказывал и военных в соответствии с законом, где было сказано: «...если воин, превышая свои права, до­пустит насилие по отношению к простолюдину, следует задержать его и передать в руки притесняемого, чтобы тот сам наказал его за причиненное зло».

Тимур брал под защиту закона не только свой народ, но и, по возможности, народы завоеванных стран; ста­рался уберечь их от пленения и разграбления.

.....Амир Тимур стремился держать общество в чистоте, а народ — в высокой нравственности. Для этого ввел спе­циальный закон и правило: «Если кто-то сломает кому-то зубы, ослепит кого-то, порежет ухо или нос, пьет вино, совершит прелюбодеяние, того необходимо передать в руки шариатского судьи или судьи, принимающему ре­шение по обычному праву». Важное значение имели за­коны, порядок и правила о нищих и нищенстве. Достой­но внимания то, что в них упор делается не на силу, а наоборот, на убеждение. В «Уложениях» читаем: «...ни­щих надо собирать в одно место и выдавать им пищу и определить им какое-либо занятие. Все они должны быть помечены клеймом, дабы впредь не нищенствовали. Если и после того, как были мечены, будут продолжать нищен­ствовать, то таких следует изгнать из страны или про­дать в рабство. И только после этого исчезнут в стране нищие».

Тимур указывал, что преступника следует наказы­вать только на основе закона, тщательно проверив его вину и при показаниях четырех свидетелей. Даже если тяжкие преступления против государства совершали лица высокого происхождения, визири высокого ранга и эмиры, нельзя спешить с наказанием, а необходимо вни­мательно проверить их вину, советовал Амир Ти­мур. Нерушимость закона, порядка и правил во многом зависит от понимания их всем народом, от его отноше­ния к ним. Для этого и необходимо было распростра­нять среди народа знания, особенно широко разъяснять принципы шариата и основы религии ислам. Государ­ство Тимура и тимуридов этому уделяло большое внима­ние. «Чтобы правоверных мусульман обучали вопросам религии и установлениям шариата и ислама, давали уроки по тафсиру*, хадису**, фикху***, в каждый город я назначал улемов**** и мударрисов*****»,—говорил Амир Тимур.

Из приведенных выше сведений ясно, что Амир Тимур создал для своего времени централизованное, уп­равляемое на основе законов, могучее феодальное госу­дарство. Это государство, знали и признавали во всем мире.

 

*Тафсир — толкование священного Корана, хадисов.

** Хадис — сборник преданий об образе жизни пророка Мухам-мадч.

*** Фикх — мусульманское законоведение.

**** Улем — ученый.

***** Мударрис— преподаватель медресе.

Главная/НЕЗЫБЛЕМОСТЬ ЗАКОНА

© copyright 2002 John Doe aka MontrezVosSeins || Narbekov Arthur Studio- narbekov@gmail.com ||

Hosted by uCoz