ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ В ДРУГИЕ СТРАНЫ, ИХ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
.....В период с 1381 по 1404 годы Амир Тимур несколько раз совершал походы на Иран, Азербайджан, Ирак, Сирию и Индию, а также в края грузин и другие земли Кавказа. Если подойти к оценке его с позиций законов общественно-экономического развития и идеологии того времени, то можно увидеть, что для этого существовали объективные причины.
.....Во-первых, все падишахи, ханы и императоры являлись выходцами из господствующего класса. А раз так, то они следовали указаниям этого класса, обязаны были служить его целям и интересам. В противном случае их не стали бы держать у власти, свергли бы с престола. И этот господствующий класс одобрял тех падишахов, ханов и императоров, которые постоянно вели большие войны, покоряли все новые и новые страны, ибо твлько таким путем они могли расширять свои владения, обретать богатую добычу.
.....Во-вторых, в те времена расширять свои владения считалось у правителей престижным, богатырским образом жизни, т.е. рыцарством. Если мысленно окинуть взором историю, то увидим, что не только Тимур, но и многие великие властители, такие как Дарий, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Чингизхан, придерживались этого пути. Если посмотреть поближе, то и Наполеон Бонапарт, Петр I и последующие русские цари шли этим же путем. Не зря было сказано, что «Цари— тень Бога на земле!» Однако такие завоеватели, как Дарий I , Александр Македонский, Чингизхан и Амир Тимур считали, что «раз на свете один Бог, то и являющийся его тенью на обитаемой части земли должен быть один царь». «Я сказал себе, — говорил Амир Тимур, — что Бог один, и у него нет товарища! А раз так, то и властелин должен быть один. Один падишах!» И как раз в это время ко мне вошел Баба Али-шах и сказал: «Эй, Тимур! Всевышний указал, что если на земле и небе будет два бога, разрушится мир!». Я последовал его словам. Стал гадать на священном Коране и мне попались такие стихи: «Инна жаалнака халифатан фи-л-арз», что означает: «Мы назначаем тебя халифом на земле».
.....В-третьих, Амир Тимур во всех своих делах строго придерживался указаний священного Корана и канонов ислама. Действуя в соответствии с канонами религии ислам, он вел страну и народ по истинному пути ислама и шариата. В «Уложениях» читаем: «Всякое государство, ввергнутое в пучины зла, гнета и разброда, должно стать мишенью для похода справедливого падишаха, ведомого намерением восстановить истину и искоренить зло. Сам Всевышний поможет ему освободить эти страны из-под гнета тирана и несомненно передаст ему бразды правления... Государство, где ослаблены устои шариата и не почитают святынь и притесняют избранных Всевышним творцом людей истинного Султана, должно побудить того, кто вознамерился быть ревнителем веры и шариата Мухаммада, да благословит его Аллах и подвигнет его на вторжение в пределы такого государства в роли освободителя и посланника Аллаха». Такого принципа придерживался не только Тимур, но и все верховные правители.
Короче говоря, завоевательские тенденции стали законом для правителей тех времен. Но эти цели осуществлялись под лозунгами очищения их от безнравственности, за чистоту Ислама, освобождения народов из-под гнета правителей — тиранов. А когда страна была уже завоевана, к этим задачам прибавлялись еще и распространение Ислама среди местного населения, и укрепление законов Шариата.
.....Первый поход Тимура для покорения других стран был осуществлен в 1381 году, и был направлен против правителя Герата Малика Гиясиддина Пир Али II (1370—1381). Дело в том, что Герат и Хорасан имели военно-стратегическое значение — они являлись как бы мостом для наступления на Иран, Ирак, Сирию и другие страны. Тимур хотел этот вопрос решить мирным путем и с этой целью направил в Герат эмира ходжи Сайфид-дина с вриглашением правителя Герата на курултай. Однако правитель Герата на курултай не явился, посла же Тимура задержал. Это было открытым вызовом, к войне. В ответ на это в апреле 1380 года Амир Тимур направил на левый берег Амударьи десять полков под предводительством эмирзаде Пирмухаммада Джа хангира. Царевич овладел тогда областями Балх, Ши-бирган и Бадхиз. В феврале 1381 года сам Тимур с осног.-ными силами начал наступление на Хорасан. Серакс, Джами, Каусия и другие города сдались ему без боя, а Герат был взят после пятидневных осадных боев. Тогда же были заняты города Туе и Келат.
.....В 783 году хиджры ( 1381 г .) помимо Келата, Амир Тимур овладел Туршизом и Сабзеваром. В 785 году хиджры ( 1383 г .) он повел войска на Сеистан и подчинил его укрепленные крепости Зирех, Заве, Фарах и Буст. Через год он начал поход на Астрабад и Азербайджан и овладел городами Амуль, Сари, Султания и Теб-риз. Таким образом, за период с 1381 по 1384 гг. Тимур сумел покорить большую часть Ирана.
После этого Тимур три раза совершал крупные походы на Иран, Азербайджан, Ирак и Сирию. Эти походы известны в истории под названием трехлетней, пятилетней и семилетней войны.
.....В период трехлетнего военного похода (1386—1388) были покорены Азербайджан и Фарс. Войска Тимура овладели тогда землями, подвластными Кара Юсуф туркмену, т.е. южным Азербайджаном и северной частью Ирака, Грузией, Арменией и землями в окрестностях озера Ван.
.....В период с 1392 по 1396 гг. (во время пятилетней войны) был организован военный поход против Ирана, Азербайджана и персидской части Ирака. Причиной этому явились волнения в Мазандаране, Фарсе и Луристане, а также враждебные действия правителей этих областей по отношению к Тимуру. Важным итогом пятилетней войны явилось то, что были уничтожены династии Му-заффаридов и Джалаиридов.
Честно говоря, начинать военный поход против Индии не было необходимости. Согласно словам Гиясид-дина Али, автора «Дневника похода Тимура в Индию», написанного в период 1399—1403 годов, причиной этой войны явилось то, что из-за беспечности правителя Индии был нанесен ущерб основам ислама и шариата, в стране активизировалась деятельность неверных (геб-ров) и врагов ислама. Индийский поход продолжался одиннадцать месяцев — с мая 1398 года по 3 марта 1399 года. Войска тимуридов вернулись из Индии с большой добычей. Среди трофеев было 120 боевых сло-ноз. Часть из них Тимур оставил в распоряжении вой ска, остальные были использованы на строительных работах, проводимых в Самарканде и Шахрисабзе.
.....Семилетняя война (1399—1404 годы) явилась самой крупной войной, которую вел Амир Тимур. В результате ее были покорены такие крупные сирийские города, как Халаб (Алеппо), Кумис, Баалбек, Дамаск и уезд Убу-листон арабской части Ирака, а также Багдад и большая часть Турции. Тогда же было осуществлено вторжение войск Тимура в Грузию.
.....В ходе семилетней войны Тимур одержал победы не только над Турцией, но и над одним из крупных полководцев мира того времени султаном Баязидом Йилдири-мом I (1389—1402). Решающее сражение между двумя крупными полководцами произошло 20 июля 1402 года под Анкарой в районе Чибукабад. В «Зафар-наме» подробно излагается ход этого сражения: перевес находился то на стороне Баязида Йилдирима, то на стороне Амира Тимура. Однако судьбу сражения решила тактика, примененная Тимурбеком в самые тяжелые моменты схватки: введя в заблуждение противника, Тимур нанес неожиданный удар там, где тот меньше всего его ожидал. Проиграв сражение, Баязид вынужден был отступить, но спастись бегством ему не удалось. Джигиты Султан Махмуд-хана захватили его в плен и привели в ставку Амира Тимура. Великий полководец принял Баязид-хана с соответствующими почестями и уважением, предложил сесть рядом с собой, набросил на его плечи шитый золотом халат, преподнес подарки и отпустил его на свободу. Баязид уехал тогда в город Ак-шахар и скончался там 9 марта 1403 года. Узнав об этом, Тимур сразу же поехал в Ак-шахар, чтобы выразить свое соболезнование. После чего проявил внимание и уважение к его детям и родственникам и преподнес им драгоценные подарки. Среди всех сыновей Йилдирима он особенно выделил Мусу и, одарив его дорогими подарками, вверил ему судьбу турецкого государства. Тогда же по предложению Амира Тимура тело Баязида Йилдирима из кладбища шайха Махмуд Хайрана в Ак-шахаре было перевезено в город Бурса и предано земле в гробнице, которая была возведена самим Баязидом при жизни.
Возвратившись в Самарканд ( 1404 г .), Тимур приступил к осуществлению давней своей мечты — начал подготовку к большому походу на Китай. Дело в том, что китайские императоры все еще предъявляли к Мавераннахру и Туркестану территориальные притязания, требовали ежегодную дань. Вот почему Тимур уже давно намеревался окончательно решить этот вопрос. С собранной со всех областей и краев двухсоттысячной армией 27 ноября 1404 года он вышел в путь. Однако военный поход на Китай не был осуществлен из-за смерти Тимура 18 февраля 1405 года.
Войны Тимура, как и войны, которые вели другие феодальные властители, нанесли народам покоренных стран немалый ущерб. Тимур и его эмиры возвращались из других стран с большой добычей. Вместе с трофеями привозили в Самарканд, Шахрисабз, Бухару видных ученых, искусных мастеров, музыкантов и др. Но Тимур отличался от других завоевателей тем, что приобретенные богатства тратил на благоустройство городов и селений. Крупный русский историк А. Ю. Якубовский сопоставляет Тимура с другим завоевателехМ — Махмудом Газневи (998—1030). Огромные богатства, которые проходили в качестве добычи через руки Махмуда, не способствовали подъему уровня жизни Газневидского государства, иное дело — Тимур. Он, как хороший, расчетливый хозяин, все имеющиеся ценности стягивал в Маве-раннахр, в центр своего обширного царства, которое он один держал в руках. Сюда свозил он не только разнообразные материальные ценности, ко, в еще большей степени специалистов-ремесленников, художников, архитекторов, ученых — и не потому, что Маверан-нахр был беден этими специалистами, а полагая, что чем больше будет приток культурных сил, тем богаче станут ремесла, тем больше расцветут культура и наука. Он не только благоустраивал города Маверан-нахра и Туркестана, но заново отстроил многие города покоренных стран. Он восстановил, например, города Багдад, Дербенд, Байлакан, разрушенные на дорогах крепости, стоянки, мосты, оросительные системы. Короче говоря, стремясь оставить о себе память, в каждом большом городе он возводил одно-два величественных здания. Что особенно важно, он положил конец феодальной раздробленности и анархии в Иране, Азербайджане и Ираке, восстановил древние торговые пути, связывающие Восток с Западом. Это, в свою очередь, позволило восстановить странам экономические, торговые и культурные связи, нарушенные в результате феодальных войн. Тем самым он внес большой вклад в экономическое и культурное развитие не только Мавераннахра, но и стран Дальнего, Среднего и Ближнего Востока, делу взаимного сближения народов этих стран.
|