АМИР ТИМУР-ПОКРОВИТЕЛЬ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
.....Амир Тимур внес большой вклад в восстановление народного хозяйства, в перестройку городов и благоустройство страны, пришедших в упадок в результате многолетней феодальной раздробленности и междоусобных войн. Известно, что очень многие города Мавераннахра, разрушенные после нашествия Чингизхана, лежали в развалинах или были в полуразрушенном состоянии.
.....В 1371—72 годах были восстановлены разрушенная крепость Самарканда и его стены, Шахристан и его шесть ворот (Шахзаде, Аханин, Феруза, Сузангаран, Кариз-гах, Чорсу). По приказу Тимура в арке Самарканда были построены два больших четырехэтажных здания: Кок-сарай и Бустон-сарай. В Кок-сарае были расположены государственная казна, мастерские, тюрьма, а Бустон-сарай был главной резиденцией падишаха. При Тимуре заново были построены городские улицы, благоустроены базары. Как пишет Клавихо: «В Самарканде ежегодно продаются товары, привезенные из Китая, Индии, Татарстана (Дашт-и кипчака — Б. А.) и других мест, а также из самого богатого царства Самарканда. Так как в городе не было специальных рядов, где бы удобно было торговать, Тимурбек приказал проложить через город улицу, по обеим сторонам которой были бы лавки и палатки для продажи товаров».
.....Особое внимание Амир Тимур уделил благоустройству священных для каждого мусульманина мест. Одним из таких мест был Шахи-Зинда, мавзолей, где во времена Тимура были похороненыУлджа-айим.Туглук текин, старшая сестра его Кутлуг Туркан-ага и его младшая сестра Ширин-бека, над могилами которых были возведены гробницы. Известно и то, что по указанию старшей жены Амира Тимура Туман-ага в Шахи-Зинда был построен ряд зданий: мечеть, обитель дервишей, усыпальница и Чартаг, а в Чорсу Самарканда — крытый торговый ряд. Знаменитый Рухабад (усыпальница Бурханид-дина Согарджи), гробница Шайх ходжа Нуриддина Басира, известная под названием Кутби чахардахум, фамильный склеп Гур-Эмир также были возведены во времена Тимура.
.....Благодаря стараниям Тимура в Самарканде было возведено немало общественных зданий: мечетей, медресе, обителей дервишей, караван-сараев, бань. В их число входит построенное в конце XIV — начале XV века медресе Биби-ханум (1399—1404 гг.).
.....В окрестностях Самарканда Тимуром были построены новые городки. Городки назывались Миср (Египет), Дамаск, Багдад, Шираз и Султания. В этом заключался глубокий смысл и политический расчет. Этим Тимур хотел сказать, что Самарканд и его государство — это центр мира, а остальные столицы являются вращающимися вокруг него спутниками. В течение 1378—1404 годов Тимур создал в Самарканде и вокруг него замечательные загородные сады: Баг-и бихншт, Баг-и дилкуша, Баг-и шамал, Баг-и булди, Баг-и нав, Баг-и джаханнума, Баг-и тахти карача и Баг-и давлатабад. Посреди них были возведены роскошные дворцы, а перед ними — фонтаны и разбиты цветники. Построенные Тимуром и тимури-дами усадьбы были красивыми и величественными. Дворцы, как правило, были двухэтажными с мраморными колоннами, наружные стены были украшены разноцветными изразцами, а внутренние — прекрасными пейзажами и рисунками. Ибн Арабшах свидетельствует: «На них (стенах дворцов) были изображены его собрания, нарисованы портреты его в разных позах... в сражениях, картины, где он изображен на официальных торжествах, на совещаниях с царями, эмирами, саййидами, улемами и с великими людьми, на некоторых же султаны стоят перед ним скрестив руки; есть картины, отображающие пиршества».
.....В общем Самарканд во времена Тимура превратился в зажиточный и красивый город. Если сказать словами историка Хафизи Абру, то «возведенный раньше из глины Самарканд [Тимур] перестроил, возведя здания из камня».
.....Благоустроил Амир Тимур и родной город Шахри-сабз. Он восстановил разрушенные городские стены, оборонительные сооружения, гробницы святых, возвел величественные дворцы, мечети, медресе, усыпальницы, построил базары и бани. Аксарай, построенный за период с 1380 по 1404 годы, и возведенный в 1380 году фамильный склеп — здание Дар ус-саадат сохранились и до наших дней.
.....Амир Тимур благоустроил и города Ясси (нынешний Туркестан) и Бухару. В 1398 году по его указанию было построено над могилой великого отца всех тюрков и поэта ходжа Ахмада Яссави величественное здание — мавзолей с двумя куполами. В 1388 году он восстановил разрушенный в период нашествия Чингизхана город Бена-кет, который известен под названием Шахрухия (назван так самим Тимуром в честь своего младшего сына Шахруха).
.....Благодаря поддержке и стараниям Тимура з городах Мазераннахра, в частности, в Самарканде, Бухаре и Ясси, широкое развитие получило прикладное искусство. Живописные рисунки, выполненные на стенах гробницы Шнрин-бека-ага ( 1385 г .) и Туман-ага ( 1405 г .) в Шахи-Зинда, свидетельствуют о высоком искусстве маверан-нахрских мастеров кисти.
.....В XIV — XV веках в Самарканде развивалось и искусство миниатюры. Миниатюры, украшающие «Шах-наме» Абулкасыма Фирдоуси и «Антологию иранских поэтов» (конец XIV века) являются плодами высокого таланта мавераннахреких художников.
Среди самаркандских мастеров-живописцев и каллиграфов особое место занимают мастера Абдулхай, Пир Ахмад Багишамали и Ходжа Бангир Табризи.
В этот период дальнейшее развитие получило прикладное искусство и в других городах Мавераннахра. Широкой славы заслужили среднеазиатские умельцы, особенно в резьбе по дереву и камню, мастера по изготовлению предметов домашнего обихода и украшений из золота, серебра, бронзы и драгоценных камней. Об этом свидетельствуют относящиеся к гробницам ходжа Ахмада Яссави в Туркестане и в Шахи-Зинда большой чугунный котел и подсвечник, а также подсвечник из Гур-Эмира с написанным на нем именем Тимура и кольца на дверях Шахи-Зинда.
.....В эпоху Тимура получили широкое развитие наука, в частности, такие ее отрасли, как богословие, юриспруденция, математика, астрономия, медицина, история, философия, литература, музыковедение и наука о стихосложении. В «Зафарнаме» Шарафиддина Али Язди и в «Аджаиб ул-Макдур фи тарихи Тимур» («Чудеса предопределений в истории Тимура») Ибн Арабшаха приводятся краткие, но весьма ценные сведения о представителях этих наук. Это ученый-богослов Джалалиддин Ахмад ал-Хорезми, правоведы Абдумалик, Исамиддин и Шайх Шамсиддин Мухаммад Джазаири, талантливый астролог маулана Ахмад, музыковеды Абдулкадыр Ма-раги, отец и сын Сафиаддлн и Ардашер Чанги, живописцы Абдулхай Багдади и Пир Ахмад Багишамоли, философы Саъдиддин Тафтаззани и Мирсаид Шариф Джур-джани, известные историки Низамиддин Шами, Хафизи Абру... «Вот, кажется, все, кого я знал, упоминал, и имена их сохранились в моей памяти. Но тех людей, которых не знал, либо знал, но позабыл, и имена их не сохранились в памяти,— бесчисленное множество. Их просто не счесть. Короче говоря, Тимур каждого человека, который мог быть полезен, невзирая ни на что и кем бы он ни был, вез в Самарканд. В результате в Самарканде собрались представители каждой из чудесных наук и редкостных искусств...» вспоминает Ибн Арабшах.
.....Подведя итог, можно сказать, что Амир Тимур, в отличие от своих предшественников — шахов и завоевателей, неустанно заботился о тех, кто был предан науке, культуре и искусству, и покровительствовал им.
|