Last update: 17/08/2006

::Сахибкиран Амир Тимур

Сахибкиран- (рожденный под счастливой звездой)
Навигация:
Карта сайта Скачать доки Предложения Авторы Банеро обмен Партнеры Для сотрудничества

Главная/Общественно-политическое положение Чагатайского улуса в 30-60-годы XIV века.

ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧАГАТАЙСКОГО УЛУСА В 30-60 ГОДЫ XIV ВЕКА

.....Юношеские годы Амира Тимура совпали с периодом обострения междоусобной борьбы феодалов в Чагатай­ском улусе*, вследствие которой страна оказалась в тис­ках тяжелого экономического и политического кризиса. Вместо того, чтобы, объединившись, управлять страной, беки улуса враждовали между собой. В тот момент, когда над страной нависла угроза монгольского нашест­вия, многие из них разбежались в разные стороны,, остальные поступили на службу к монгольскому хану**, Только что появившийся на исторической арене Тимур-бек со своими ста джигитами*** оказался один против могущественного врага. Что ему было делать? Конечно, со своими ста воинами он не мог противостоять такому сильному врагу, каким был Туглук Тимур-хан. А бежать вслед за такими, как Хаджи барлас — позор. И он решил пока временно поступить к врагу в услужение, завоевать доверие хана, получить какую-либо должность и, завла­дев властью, постараться оградить родной край от за­хвата и разграбления. И он заслужил доверие хана, но не так, как Баязид джалайир, ползая на коленях, а сохра­нив свою честь и достоинство. Хан назначил его прави­телем Кешской области. Умело пользуясь своей властью, Тимурбек смог сохранить значительную часть страны от монгольского порабощения, а народ от разграбления и унижения.

Arthur CONTRAST

.....Чтобы понять, насколько трагичными были те годы для народов Мавераннахра и Туркестана, какие страда­ния испытывал, постоянно находясь в седле, Амир Тимур, надо мысленно окинуть взглядом историю, в частности, историю Чагатайского улуса.

 

* Улус — феодальное владение. ** Хан — верховный правитель. *** Джигиты — молодые воины.

 

.....Начиная с 1227 года, Чагатайский улус представлял собой феодальное государство с громадной территорией Оно включало Уйгуристан (Восточный Туркестан), зем­ли Семиречья и оазисов реки Или, Мавераннахр, облас­ти в северной части Сырдарьи и южной части Амударьи. Но улус не развивался как единое независимое госу­дарство, а, наоборот, со временем оказался в тяжелом положении. В середине XIII века, а точнее, после 1251 года, вследствие усиления межфеодальной борьбы в мон­гольской империи, Чагатайский улус был поделен между казной* Мункэ (1251—1260) и ханом Золотой орды Ба­тыем (1227—1255). Тогда Восточный Туркестан, Семи­речье и долина реки Или, а также северо-восточная часть Ферганы перешли в подчинение Мункэ-каана, а Маве­раннахр, Туркестан, западная часть Ферганы и Хорезм попали под влияние Золотой орды. В города Мавераннахра были назначены золотоордынские чиновники — танмачи** и дарухачи***. Но Чагатаиды не подчинились чиновникам каана и Золотой орды. Алгу из рода Чага-таидов завладел престолом и властью (1261—1266) и развернул упорную борьбу за освобождение улуса из-под гнета Золотой орды. По сведениям, приведенным исто­риками Рашидиддином и Вассафом, Алгу-хан, начав от­крытую борьбу против господства Золотой орды, даже сумел изгнать монгольские воинские части из городов Мавераннахра. Алгу-хан не ограничился этим. Собрав войско, он начал поход на города, расположенные вдоль берегов Сырдарьи, и даже разгромил монгольские части под городом Отраром.

.....Правда, и после этого Чагатайский улус все-таки не добился независимости, хотя были и времена некоторого его подъема. Например, он добился некоторой степени независимости в период правления Барак-хана (1266— 1271). Но длилось это недолго. В период правления вну­ка Чагатай-хана Юсун-Кара, каан и Золотая орда вновь восстановили свое господство над Чагатайским улусом.

Однако в период правления Дува-хана (1291—1306) и Кепак-хана (1318—1326) Чагатайский улус вновь вос­становил свое былое положение. Дува-хан благоустроил

 

•  Каан — верховный хан у тюрков и монголов. ** Танмачи — воеводы. *** Дарухачи — градоначальники.

 

города, например, восстановил Андижан и превратил его в столицу Ферганского удела. Заключив договор с силь­ным ханом Хайду, он несколько раз совершал походы на земли, находящиеся под властью каана, вмешивался во внутренние дела Белой орды. А Кепак-хан провел реформы административного устройства страны, укре­пил центральный государственный аппарат и улучшил финансово-экономическое состояние государства.

После смерти Кепак-хана Чагатайский улус вновь оказался в тисках феодальных воин и борьбы за власть. Достаточно сказать, что только за один 1326 год один за другим взошли на трон два сына Дува-хана — Илчигдай и Дува-Темур, А в период 1334—1342 годов на троне номинально находились Бузан, Чанкши, Исан-Темур, то­гда как в действительности власть была целиком со­средоточена в руках племенной знати.

Таким образом, в результате всего этого, к 40-м го­дам XIV века Чагатайский улус распался на два само­стоятельных государства—Моголистан и Мавераннахр. В состав Моголистана входили Восточный Туркестан (Кашгар), Семиречье, земли оазиса реки Или и Восточ­ная Фергана. Мавераннахр включал в себя западную часть улуса, куда входили некоторые области, расположенные южнее Амударьи, и юго-восточная часть Хорезма вместе с городами Хива и Кят.

.....Казан-хан (1338—1346) попытался подавить междо­усобную борьбу феодалов в западной части улуса, в основном в Мавераниахре, но успеха не имел. Наоборот, он сам стал жертвой интриги, затеянной предводителем кочевых племен во главе с влиятельным эмиром Казага-ном. После гибели Казан-хана судьба улуса оказалась в руках эмира Казагана. Но стать полноправным хозяином всей страны он не смог, так как не был чингизидом. По­этому на трон был посажен Данишмандча-хан (1346— 1348), а после него Баянкули-хан (1348 — 1357). Но и они только считались ханами, а на самом деле власть нахо­дилась в руках эмиров улусов. Они впоследствии возвели на трон Темур-шаха (1357—1359), но он также не смог слать полновластным хозяином страны.

.....В 1359 году, в результате междоусобной борьбы фео­далов Чагатайский улус распался на мелкие части. Хаджи барлас*, стоявший во главе земель Кеша и его райо­нов, объявил себя независимым правителем. В Ходжен» те — Баязид джаланнр, в Таткенте и Сарипуле — Хизр Ясавури, в Кухнстане — эмир Сатилмиш, в Хуттасане эмир Кайхусрав, в Архаиг сарае — Улджайту Аперди, Балхе — Улджай-Бука сулдус*, в Шибиргане — Мухам-мад-ходжа Аперди также объявили себя независимыми правителями. К сожалению, эти беки не жили спокойно и мирно, а, выждав удобный момент, совершали набеги на земли друг друга, грабили народ. В результате, стра­на оказалась в тяжелом экономическом и политическом положении.

.....Как раз в это время (1360), словно новая хворь на больное тело, на Мавераннахр напал моголистанский хан Туглук Тимур — он вторгся в страну во главе большого войска. «Независимые» эмиры разбежались кто куда, вместо того, чтобы, объединившись, встать на защиту родины. А Баязид джалайир и несколько других эмиров пошли на поклон к захватчикам и перешли к ним в услу­жение.

Именно в эти трудные для страны дни на историче­ской арене появляется двадцатичетырехлетний, в полном расцвете сил, храбрый юноша Тимурбек. Он не сбежал с теми, кто в тяжелые для родины дни оставил на раз­грабление народ, который кормил и поил его, а остался с ним, чтобы облегчить его участь, насколько сможет; он разделил с ним все невзгоды. Вот как вспоминает он о тех днях: «Потомок Чингнзхана Туглук Тимур-хан, намереваясь захватить страну Мавераннахр и перепра­вившись со своим войском через реку возле Ходжента, прислал мне и эмиру Хаджи барласу грамоту, требуя прибыть к нему... Хаджи барлас посоветовался со мной.. Он внес предложение либо уйти со своими людьми в Хо­расан, либо идти к Туглук Тимур-хану. Я посоветовал ему такой путь: «Если вы пойдете к Туглук Тимур-хану, от этого будет две пользы и один вред. А уход в Хорасан влечет за собой два вреда и одну пользу». Он не внял моему совету и ушел в сторону Хорасана. Я же вначале колебался, не знал куда идти, то ли в Хорасан, то ли к Туглук Тимур-хану. Находясь в такой нерешительности, я отправил письмо своему духовному наставнику с просьбой дать мне совет как поступить. II он прислал мне ответ такого содержания: «У четвертого халифа*, его ве­личества Али ибн Абу Талиба, да сопутствует ему ми­лость божья, один человек спросил: «если небо будет дугой лука, земля — нитью лука, события будут стрелой, а люди — им мишенью, а стреляющим будет сам Все­вышний — да будет его могущество еще большим!— куда люди могут убежать?» На что халиф ответил: «Пусть люди бегут под защиту Всевышнего». Действуя подобным образом, и ты беги сейчас к Туглук Тимур-хану и отбери у него лук и стрелу».

Перечитав несколько раз письмо своего духовного наставника и взвесив все, Тимурбек счел его совет пра­вильным и, чтобы защитить интересы подданных, мир и спокойствие родины, отправился к монгольскому хану. Таким путем он сумел удержать в своих руках хотя бы часть власти и стать щитом для народа Мавераннахра, оградив его от разграбления и унижения. В конце концов, придя к монголам, он со временем сумел постепенно заб­рать из их рук лук и стрелу. Вскоре он стал ближайшим советником хана. Хан стал действовать согласно советам Тимурбека. Об этом в «Уложениях»**, в частности, ска­зано так: «Когда Туглук Тимур-хан переправился через воды Ходжента, он направил эмиров Бекчика, Хаджи-бека, Улуг-Туктемура и других монгольских предводите­лей во главе трех полков на разграбление страны Последствия были для страны плачевными. Многие города и селения Мавераннахра были дотла сожжены и разграблены монголами. Нужно было любым путем остановить их. Выбрав удобный момент, Тнмурбек вошел к хану н обратился к нему с просьбой остановить деяния жадных грабителей. Хан тут же назначил человека, ко­торый должен был все награбленное, все вещи вернуть их владельцам, и запретил эмирам впредь вторгаться вглубь Мавераннахра».

.....В 1360 году войска Туглук Тимур-хана действительно не вторгались вглубь Мавераннахра, но уже через год. в 1361 году, они полностью захватили страну. Беки улуса по-прежнему не проявляли верности родине. Лишь Тн­мурбек, пользуясь своей властью, вновь стал щитом род­ной земли, оградил народ от грабежа и насилия.

 

* Барлас, сулдус — названия племен. * Халиф — верховный правитель у арабов. ** «Уложения»— известный законник Тимура «Уложение Тимура>.

Главная/Общественно-политическое положение Чагатайского улуса в 30-60-годы XIV века.

© copyright 2002 John Doe aka MontrezVosSeins || Narbekov Arthur Studio- narbekov@gmail.com ||

Hosted by uCoz